11.03.2018
Курсы повышения квалификации
10.03 - 11.03. 18 г. логопед Панова прошла обучение на базе Центральной клинической больницы по теме: "Перспективы применения миофункциональной коррекции в работе логопеда"

Подробнее...

26.09.2017
Говорят дети

15.09.2017
Перекомплект в логопедических группах БДОУ г. Омска

06.06.2017
Повышение квалификации
Семинар Поляковой Марины Анатольевны

Подробнее...

10.03.2017
Применение логопедического массажа


Все новости


Поисковик - Весь Омский интернет OMSKPOISK.RU

Погода в Омске


Вот логопеда кабинет,
В нем дети учатся играя.
Здесь им на все дадут ответ,
Их речь и мысли развивая.
И для родителей совет
Всегда подскажет логопед!

Панова Н.В.



Добавить сайт в избранное:

Применение метода биоэнергопластики с дошкольниками, имеющими дизартрические расстройства

26.01.2016 Исходя из результатов диагностики в последнее время основную массу детей логопедической группы составляют дети с дизартрическими расстройствами. Как правило, дети моторно неловки, тонкая моторика рук изначально формируется с нарушениями, ограничена артикуляционная моторика, переключаемость движений, звукопроизношение. Коррекция всех этих нарушений занимает много времени и сил. 
Для достижения лучших результатов при подготовке артикуляционного аппарата детей к постановке звуков в логопедической практике актуально использовать метод биоэнергопластики в сочетании с артикуляционной гимнастикой. 
 Биоэнергопластика – это одновременные движения рук с нижней челюстью, губами или языком. Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. 
Всю работу по проведению такой гимнастики можно разделится на 5 этапов. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, т.е. насколько быстро и точно ребенок освоит артикуляционные упражнения.
 На первом (диагностическом) этапе в начале учебного года рекомендуется подробное обследование строения и подвижности органов артикуляции. Особенно важно исследование двигательной функции артикуляционного аппарата ребенка. Обследование проводится по словесной инструкции с предварительным показом. 
 1.Растянуть губы в улыбке, обнажив зубы, как при произношении звука [И], удержать позу. 
2. Вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука [У], и удержать позу. 
3.Округлить губы, зубы при этом сомкнуты и обнажены, удержать позу. 
4.Широко раскрыть рот, как при произнесении звука [А] и закрыть. 
5. Рот открыть, положить широкий, расслабленный язык на нижнюю губу, удержать позу под счет до пяти. 
6. Двигать кончиком языка поочередно из правого угла рта в левый угол, рот при этом открыт, под счет до восьми. 
7. Поочередно язык поднимать к верхней губе и опускать к нижней губе, рот при этом открыт, под счет до восьми. 
Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений (нижней челюсти вместе с языком); чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений; проявляется ли тремор (дрожание языка), саливации (слюнотечение); движение не удается. 
На втором (подготовительном) этапе проводятся индивидуальные занятия, на которых ребёнок знакомится с органами артикуляции, выполняет артикуляционную гимнастику (упражнения для губ, языка, челюсти). Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, учитель – логопед сопровождает гимнастику движениями своей ведущей руки. Таким образом, ребёнок привыкает к движениям руки и запоминает их. Рука ребёнка в упражнения на этом этапе не вовлекается. 
 Артикуляционная гимнастика 
«Окошко» Рот открыть (как для пропевания звука [А]), подержать рот открытым под счет до пяти, медленно закрыть. Язык лежит во рту спокойно, не оттягивается назад, кончик языка лежит у передних зубов. Удерживать в таком положении под счет до пяти. 
«Заборчик» Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет до пяти. Следить, чтобы при улыбке ребенок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу. Можно вместе с ребенком пропеть звук [И], и губы растянутся в улыбке. «Трубочка» Вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счет до пяти. Если ребенок не может вытянуть губы вперед, можно вместе с ребенком пропеть звук [У], и губы примут положение «трубочки». Удерживать в таком положении под счет до пяти. 
«Бублик» Зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. Удерживать в таком положении под счет до пяти. 
«Блинчик» Открыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Следить, чтобы верхние зубы не касались языка. Удерживать в таком положении под счет до пяти. 
«Горка» Рот открыть, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счет до пяти. 
«Иголочка» Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счет до пяти. Язык не должен касаться нижней губы. 
«Чашечка» Открыть рот, передний и боковые края языка поднять вверх в форме «чашечки». Я зык не касается зубов. Удерживать в таком положение под счет до пяти. 
«Часики» Улыбнуться. Приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 6-8 раз. Язык передвигается, не облизывая нижнюю губу. Нижняя челюсть неподвижна. 
«Качели» Открыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), затем поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны). Так поочередно менять положение языка под счет до 10. Нижняя челюсть неподвижна. 
«Маляр» Открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперед – назад, поглаживая нёбо. Следить за тем, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности зубов, но не высовывался изо рта.
 Все упражнения выполняются в медленном темпе по 6 – 8 повторений каждое. 
На третьем (основном) этапе ко всем вышеперечисленным артикуляционным упражнениям подключаем движение ведущей руки. Дети с доминантной правой рукой работают правой кистью, леворукие дети – левой кистью. Комплекс артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой (артикуляционные упражнения выполняются с одновременным движением рук). 
 «Окошко» Пальцы руки сложены в щепоть. Рот закрыт. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх. 
 «Заборчик» Рот закрыт. Рука стоит локтем на столе, кисть расслаблена. Ладонь раскрывается, широко расставив пальцы в стороны, с одновременным выполнением упражнения «Заборчик». 
«Трубочка» Рот закрыт. Рука стоит локтем на столе, кисть расслаблена. При выполнении упражнения «Трубочка», пальцы руки сложить в щепоть.
 «Бублик» Рот закрыт. Рука стоит локтем на столе, кисть расслаблена. При выполнении упражнения «Бублик», указательный палец соединить с большим, остальные пальцы подняты вверх. 
«Блинчик» Рот закрыт. Рука стоит локтем на столе, кисть расслаблена. При выполнении упражнения «Блинчик» большой палец прижать к ладони, все пальцы сомкнуть, прямую ладонь направить вперед, кисть слегка опущена вниз. 
«Горка» Рот закрыт. Рука стоит локтем на столе, кисть расслаблена. При выполнении упражнения «Горка» все пальцы сомкнуть и опустить вниз.
«Иголочка» Рот закрыт. Рука стоит локтем на столе, кисть расслаблена. При выполнении упражнения «Иголочка» пальцы сложить в кулак, указательный вытянуть вперед. 
«Чашечка» Рот закрыт. Рука стоит локтем на столе, кисть расслаблена. При выполнении упражнения «Чашечка» пальцы сомкнуты, ладонь в форме «чашки» поднята вверх. 
«Часики» Рот закрыт. Рука стоит локтем на столе, кисть расслаблена. При выполнении упражнения «Часики», ладонь с сомкнутыми пальцами имитирует движение языка, от одного уголка рта к другому. 
«Качели» Рот закрыт. Рука стоит локтем на столе, кисть расслаблена. При выполнении упражнения «Качели» ладонь с сомкнутыми пальцами имитирует движение языка, то вверх, то вниз. 
«Маляр» Рот закрыт. Рука стоит локтем на столе, кисть расслаблена. При выполнении упражнения «Маляр», ладонь с сомкнутыми пальцами имитирует движение языка то вперед, то назад. 
На четвертом (основном) этапе к артикуляционным упражнениям подключается другая рука ребёнка. Артикуляционные упражнения выполняются с одновременным движением обеих рук. Учитель – логопед также сопровождает выполнения упражнений движениями рук, следит за четкостью выполнения движений. 
На пятом (основном) этапе артикуляционные упражнения выполняются с функциональной нагрузкой (серии нескольких упражнений выполняемые за один прием), с сопровождением движений обеих рук. 
Это все способствует плавному переключению с одного вида движения на другое и позволяет экономить время при проведении артикуляционной гимнастики. Сначала выполняется серия из 2 упражнений, затем постепенно усложняется до серии из 3, 4 упражнений за один прием.
 Например: «Заборчик» - «Трубочка», «Заборчик» - «Трубочка» - «Бублик»; «Блинчик» - «Чашечка»; «Иголочка» - «Горочка»; «Блинчик» - «Чашечка» - «Иголочка» - «Горочка». 
Ребёнок выполняет артикуляционные упражнение и с одновременным движением обеих рук имитирует, повторяя движения органов речевого аппарата. Учитель – логопед так же сопровождает выполнение упражнений движениями рук. 
В дальнейшем ребенок может самостоятельно выполнять упражнения по словесной инструкции логопеда. Биоэнергопластика и артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.
 Литература: 1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е.Ф. Архипова. –– М.: АСТ: Астрель, 2006. 2. Крупенчук О.И., Воробъева Т. А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2010. 3. Биоэнергопластика-дизартрия. http://www.profunde.ru/2009/02/bioenergoplastika.html 4. Зайцева Л.А. Обследование детей с речевой патологией. Методические рекомендации . -- Мн.: НМЦентр, 1994.

Возврат к списку