11.03.2018
Курсы повышения квалификации
10.03 - 11.03. 18 г. логопед Панова прошла обучение на базе Центральной клинической больницы по теме: "Перспективы применения миофункциональной коррекции в работе логопеда"

Подробнее...

26.09.2017
Говорят дети

15.09.2017
Перекомплект в логопедических группах БДОУ г. Омска

06.06.2017
Повышение квалификации
Семинар Поляковой Марины Анатольевны

Подробнее...

10.03.2017
Применение логопедического массажа


Все новости


Поисковик - Весь Омский интернет OMSKPOISK.RU

Погода в Омске


Вот логопеда кабинет,
В нем дети учатся играя.
Здесь им на все дадут ответ,
Их речь и мысли развивая.
И для родителей совет
Всегда подскажет логопед!

Панова Н.В.



Добавить сайт в избранное:

Фонетико - фонематическое недоразвитие речи

23.02.2015

Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. 

К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом. Можно выделить основные проявления, фонетико – фонематического недоразвития: 

 1. Недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков. Например, звуки СЬ, Ч, Ш, могут в словах заменяться звуком ТЬ («тямолет», «тяска», «тяпка» вместо самолет, чашка, шапка). 

 2. Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию и представляющие меньшую произносительную трудность для ребенка. Обычно звуки, сложные для произнесения заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук Л употребляется вместо звука Р, звук Ф — вместо звука Ш. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками Т и Д («табака» вместо собака и т.п.). 

 3. Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других — заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки Р, Л или С, изолированно, в речевых высказываниях произносит, например, «Шаша несет шуски» вместо Саша несет сушки. Подобный характер нарушений звуковой стороны речи должен насторожить воспитателя и родителей, так как он свидетельствует о недоразвитии фонематического слуха (способности различения фонем). 

 Существует система приемов, помогающих в таких случаях определить степень несформированности фонематического слуха. Это задания типа: 

1. Определить разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи (например, показываем картинку МИШКА и называем МИСКА). Нередко дети не улавливают различия между своим неправильным произношением и произношением окружающих. Это происходит из-за ослабленного слухового контроля;

 2. Запомнить и повторить за взрослым слоговые цепочки из легких для произнесения звуков типа ТА-ДА-ТА; ПА-БА-ПА; КА-ГА-КА, КОТ-ГОД –КОТ. 

 3.  выделить определенный звук из «цепочки» звуков (например, хлопни в ладоши когда услышишь звук А среди звуков О, У, А, И, Ы, А и др.); 

 4.  Выделить слог с определенным звуком из ряда слогов (например, слог ША из слогов СА, ША, ЧА, ХА, ЩА, ША и др.); 

 5.  Определить наличие звука в слове (например, слышится ли звук Ш в словах санки, шуба, носки, кошка, нос, мышь). В таких заданиях от ребенка не требуется произнесения звука, так как это может его затруднить. Важно выяснить на сколько ребенок воспринимает речевые звуки, поэтому ребенок реагирует определенным действием (хлопает в ладоши, или поднимает картинку или), если услышит заранее заданный звук. Все выше перечисленные задания позволяют с большей определенностью выяснить возможности восприятия звуков, дефектных в произношении. 

 Недоразвитие фонематического слуха отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов. Такие дети затрудняются: 

 1. В выделении первого гласного, согласного звука (называют или первый слог, или все слово).

 2. В подборе картинок, включающих заданный звук. Например, отобрать картинки в названиях, которых слышится звук А. 

 3. В самостоятельном придумывании и назывании слов с заданным звуком.

 Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, и оказания им логопедической помощи позволяет не только исправить речевой дефект, но и предупредить неуспеваемость детей в школе.


Возврат к списку