11.03.2018
Курсы повышения квалификации
10.03 - 11.03. 18 г. логопед Панова прошла обучение на базе Центральной клинической больницы по теме: "Перспективы применения миофункциональной коррекции в работе логопеда"

Подробнее...

26.09.2017
Говорят дети

15.09.2017
Перекомплект в логопедических группах БДОУ г. Омска

06.06.2017
Повышение квалификации
Семинар Поляковой Марины Анатольевны

Подробнее...

10.03.2017
Применение логопедического массажа


Все новости


Поисковик - Весь Омский интернет OMSKPOISK.RU

Погода в Омске


Вот логопеда кабинет,
В нем дети учатся играя.
Здесь им на все дадут ответ,
Их речь и мысли развивая.
И для родителей совет
Всегда подскажет логопед!

Панова Н.В.



Добавить сайт в избранное:

Заучивание стихотворений с использованием метода наглядного моделирования

02.08.2012 У детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Исследования показали, что объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания.
При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с  общепринятыми. Приёмы наглядного моделирования облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
        Все дети любят стихотворения, с удовольствием их слушают и пытаются  запомнить.
        Как правило, дети с общим недоразвитием речи не запоминают стихотворений или запоминание им даётся  с трудом. Это обусловлено тем, что для детей с ОНР характерны неустойчивость внимания, трудности в запоминании вербального (текстового материала), снижение речевой активности, быстрая утомляемость. Поэтому с ними следует начинать заучивание стихотворений не более чем в две строки.
       Заучивание двустиший должно проводиться с опорой на предметные картинки или несложные сюжетные картинки. Логопед на своё усмотрение подбирает тексты, а также картинки к предлагаемым двустишиям. При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания. Подбор стихотворений должен осуществляться с учётом интеллектуальных и речевых возможностей детей.
       Если дети запоминают стихотворную форму из двух строчек, необходимо расширить объём запоминания наизусть до четырёх – шести строк.
На этом этапе используются следующие методические указания к заучиванию стихов:
1.    Каждое новое стихотворение должно быть сначала выразительно прочитано взрослым (наизусть).
2.    После прочтения стихотворения взрослый говорит, что это стихотворение ребенок, (дети) будут заучивать наизусть. Затем ещё раз читает это стихотворение
3.    Далее взрослый задаёт вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку (детям) уяснить его основную мысль.
4.    После этого взрослый выясняет, какие слова ребенку (детям) непонятны, в доступной форме объясняет их значение.
5.    Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения, сопровождая её показом предметной картинки. Дети проговаривают её хором, а потом индивидуально.
6.    Взрослый читает начало строчки, а ребенок, (дети) договаривают конец строчки.
7.    Ребенок (дети) самостоятельно рассказывают стихотворение с опорой на символы.

При запоминании ребенком (детьми) четырёх – шести строк, далее ребенку(детям) предлагаются стихотворения для заучивания из восьми – десяти и более строк с максимальным использованием наглядности. Постепенно модели усложняются, приобретают более абстрактный характер.  Например, жёлтый цыплёнок, красный вертолёт и т.п.  предлагается ребенку (детям) не в виде предметной картинки, а в виде цветового пятна и т. п.

       Такой способ заучивания способствует формированию у детей навыка изначально заучивать стихотворение с помощью наглядной опоры, затем ребёнок научается самостоятельному составлению плана заучиваемого стихотворения в «уме».
       Кроме того, заучивание стихотворных текстов развивает у детей чувство ритма, мелодико – интонационную сторону речи, слухоречевую память, логическую последовательность изложения, идёт накопление словаря за счёт уточнения значения известных слов и усвоения новых слов.
       Разнообразие наглядного материала при заучивании стихотворений повышает познавательную активность, интерес детей.


Возврат к списку