11.03.2018
Курсы повышения квалификации
10.03 - 11.03. 18 г. логопед Панова прошла обучение на базе Центральной клинической больницы по теме: "Перспективы применения миофункциональной коррекции в работе логопеда"

Подробнее...

26.09.2017
Говорят дети

15.09.2017
Перекомплект в логопедических группах БДОУ г. Омска

06.06.2017
Повышение квалификации
Семинар Поляковой Марины Анатольевны

Подробнее...

10.03.2017
Применение логопедического массажа


Все новости


Поисковик - Весь Омский интернет OMSKPOISK.RU

Погода в Омске


Вот логопеда кабинет,
В нем дети учатся играя.
Здесь им на все дадут ответ,
Их речь и мысли развивая.
И для родителей совет
Всегда подскажет логопед!

Панова Н.В.



Добавить сайт в избранное:

Комплексы артикуляционной гимнастики.

11.02.2012 КОМПЛЕКС   УПРАЖНЕНИЙ (для свистящих звуков С, 3, Ц)
Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка (участвуют кончик языка, боковые края языка, спичка языка), движение губ, нижний челюсти и наличие воздушной струи (достаточно сильной и направленной посередине языка). Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения:
Упражнение: Загнать мяч в ворота"
Цель упражнения. Вырабатывать длительную, целенаправленную воздушную струю.
Выполнение упражнения. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между    двумя        кубиками, стоящими впереди на столе.
Мет одические указания.
1.Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать    пальцами.
2. Загонять шарик на одном выдохе, не допускать прерывистую струю.

Упражнение "Наказать непослушный  язык"
Цель упражнения: способствовать расслаблению мышц языка. Выполнение упражнение. Чтобы язык был широким и спокойным, надо немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывать его губами, произносить звуки " п я - п я - п я ". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до  пяти—десяти.
Методические указания.
1. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние   зубы.
2.  Язык должен быть широким, края его должны касаться уголков рта.
3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном   выдохе. При этом следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух. Это можно легко проконтролировать: надо поднести ватку ко рту, и она при правильном выполнении упражнения будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке целенаправленной воздушной струи.

Упражнение "Сделать язык широким"
Цель упражнения: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном расслабленном положении.
Выполнение упражнения. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет логопеда от одного до 5-10.
Методические указания.
1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
2. Следить, чтобы не поворачивалась нижняя  губа.
3. Не высовывать язык далеко, он должен только  накрывать  нижнюю губу.
4. Боковые края языка должны касаться  углов  рта.
5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к  упражнению "Наказать непослушный язычок".

Упражнение "Кто дальше загонит мяч"
Цель упражнения : вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Выполнение упражнения. Улыбнуться, положить широкий передний край языка, на нижнюю губу и, как бы  произнося длительно Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Методические указания.                                                  
1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние  зубы.
2. Нельзя надувать щёки.
3. Следить, чтобы дети произносили звук Ф, а не звук X, т.е. чтобы струя была узкая, а не рассеянная.


КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ  (для шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ)
Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка, губ, нижней челюсти и наличие воздушной струи, достаточно сильной и направленной посередине языка. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

Упражнение "Наказать непослушный  язык"  (см. комплекс для свистящих)

Упражнение "Сделать язык широким" (см. комплекс для свистящих)

Упражнение "Вкусное варенье"
Цель: вырабатывать движение широкой передней челюсти языка вверх и положение близкое к форме "чашечки", которое принимает язык при произнесении звуча "Ш"
Выполнение: слегка приоткрыть рот и широким передним краем облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, а не из стороны в сторону.
Методические указания.
1. Следить, чтобы  работал  язык, чтобы нижняя челюсть не помогала и не "не подсаживала" язык    вверх, она должна быть неподвижной.
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
З. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язычок". Как только язык будет распластанным, так шпателем поднять вверх и завернуть верхнюю губу.

Упражнение "Фокус"
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть   рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок и сдуть ватку, положенную на кончик носа Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания.
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе. Если это не получается, можно слегка придерживать.
3.  Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние губы.

Упражнение "Присоси конфетку"
Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.
Выполнение: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски и попросить ребенка приклеить кусочек к небу за верхними   зубами.

Упражнение "Грибок"
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу и не отпуская языка, открывать рот. Губы находятся в положении "улыбки". При повторении упражнения рот надо стараться открывать все шире и все дальше язык в верхнем положении.
Методические указания.
1.  Когда открывается рот, следить, чтобы губы были не подвижны.
2.  Открывать и закрывать рот, удерживая в верхнем положении под счет от 3-10.



КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ для сонорных звуков ( Л, ЛЬ, Р, РЬ)
Для произнесения звука Л требуются достаточно сложная и/дифференцированная работа различных частей языка. Выработке необходимых движений языка способствуют следующие упражнения.

Упражнение 'Наказать непослушный язык" (см.комплекс для свистящих)

Упражнение "Сделать язык широким" (см. комплекс для свистящих)

Упражнение "Вкусное варенье" (см. комплекс для шипящих)
Упражнение "Гудит пароход"
Цель: вырабатывать подъём спинки языка вверх.
Выполнение упражнения. Приоткрыть рот и длительно произносить звук "Ы" (как гудит пароход).
Методические указания.
Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

Упражнение "Индюки"
Цель: вырабатывать подъём языка вверх и подвижность его передней части.
Выполнение упражнения. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед - назад, стараясь не отры¬вать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем убыстрять темп и добавлять голос, пока не послышатся звуки "бл - бл" (как индюк болбочет).
Методические указания.
1. Следить, чтобы кончик языка был широким, не сужался.
2. Чтобы движения языком вперед были вперед - назад, а не из стороны в сторону.
3. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед.

Упражнение "Качели"
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука Л с гласными а, ы, о, у.
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык, за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы тоже с внутренней стороны и удерживать под счет от 1-5. Так поочередно менять положение языка через шесть раз.
Методические   указания.
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Упражнение "Маляр"
Цель: учить ребенка поднимать язык вверх.
Выполнение: улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.
Методические указания.
1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2. Следить, чтобы язык доходил до внутренней поверхности верхних зубов и не высовывался изо рта.

(для звука Р)
Для произнесения звука Р необходима сложная работа всех мышц языка и сильная выдыхаемая воздушная струя. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.
Упражнение "Пощелкать кончиком языка"
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Выполнение: приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка, как лошадка цокает копытами.
Методические указания.
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
2. Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык.
3. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно выполнить упражнение "Присоси конфетку".
4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Упражнение "Беззвучно пощелкать кончиком языка"
Цель: вырабатывать движение языка  вверх и помочь определить место его при произнесении звука Р.
Выполнение: ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.
Методические   указания.
1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны, упражнение выполняет только язык.
2. Кончик языка не должен загибаться внутрь.
3. Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

Упражнение "Чьи зубы чище?"
Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть им.
Выполнение:  приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движение языком из стороны в сторону.
Методические указания.
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
3. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Упражнение "Барабанщики"
Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть им.
Выполнение: улыбнуться, открыть рот, и постучать кончиком языка за верхними зубами: д-д-д. Сначала звук Д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.
Методические указания.
1. Рот должен быть все время приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык                            
2. Следить, чтобы звук Д носил характер четкого удара, а не хлюпал.
3. Кончик языка не должен подворачиваться.
4. Звук Д нужно производить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.


Возврат к списку