11.03.2018
Курсы повышения квалификации
10.03 - 11.03. 18 г. логопед Панова прошла обучение на базе Центральной клинической больницы по теме: "Перспективы применения миофункциональной коррекции в работе логопеда"

Подробнее...

26.09.2017
Говорят дети

15.09.2017
Перекомплект в логопедических группах БДОУ г. Омска

06.06.2017
Повышение квалификации
Семинар Поляковой Марины Анатольевны

Подробнее...

10.03.2017
Применение логопедического массажа


Все новости


Поисковик - Весь Омский интернет OMSKPOISK.RU

Погода в Омске


Вот логопеда кабинет,
В нем дети учатся играя.
Здесь им на все дадут ответ,
Их речь и мысли развивая.
И для родителей совет
Всегда подскажет логопед!

Панова Н.В.



Добавить сайт в избранное:

Речевые игры для самых маленьких

01.11.2011 Третий год жизни в норме характеризуется широким диапазоном индивидуальных различий в речевом развитии. Ребенок понимает происходящее, включается в него эмоционально, адекватно реагирует на слова взрослого, выполняет его просьбы, предложения. Малыш может подать шапку, принести названную игрушку, изобразить в движении и через звукоподражания персонаж сказки (как зайка прыгает, как идет медведь и т. п.).
Это очень важный этап для которого главным является налаживание эмоционального контакта и делового сотрудничества ребенка со взрослым.
Очень важный период – 2 года 5 месяцев – 2 года 6 месяцев. Если в этом возрасте ребенок не говорит, не появились фразы, необходимо задуматься , уже можно заподозрить задержку речевого развития. Если в 2, 5 – 3 года ребенок не заговорил, надо срочно предпринимать соответствующие меры. Почему так рано? Это связано с наиболее интенсивным темпом развития детского мозга в первые три года жизни. Ранние коррекционные мероприятия начатые в период бурного развития головного мозга, являются наиболее эффективными. Необходимо учитывать большие компенсаторные возможности детского  мозга.
Неразумно поступают те родители, которые пассивно ждут появления речи у неговорящих сына и дочери. Прежде всего следует посоветоваться со специалистами (невропатологог, психиатр). Специалисты помогут разобраться в причинах отставания речевого развития и при необходимости назначат лечение.
За медицинскими мероприятиями должны следовать педагогические. Необходима консультация логопеда.
Иногда здоровый ребенок не начинает говорить потому, что взрослые неправильно организовали общение с ним. Порой ребенку недостаточно материнского тепла, например, когда мама заботится о нем, но не заражается радостью общения, скупа на чувства. Чрезмерно опекаемые дети не испытывают потребности в речевом общении, потому что их желания, выраженные криком, жестом, отдельным звукоподражанием будут выполнены. Проанализировать внутрисемейные отношения поможет детский психолог..
Работа по формированию речи должна строиться на фоне развития личности ребенка. Что бы у детей появилось желание  и возможность говорить, необходимо развивать внимание, память, мышление  ит. д.
Очень важно знать, что сначала у детей развивается понимание речи, и только потом он овладевает самостоятельной речью. Если сразу развивать активную самостоятельную  речь, работа не принесет желаемого эффекта.
Необходимо формировать не только словарный запас у ребенка -  знание предметов, их действий, но и понимание некоторых грамматических категорий: например единственного и множественного числа существительных с окончаниями [И], [Ы], [А] (РУКА – РУКИ, КУБИК – КУБИКИ, ШАР – ШАРЫ, ДОМ – ДОМА) и глаголов. Например:  «Дай, мне,  кубик».    «Дай,  мне,  кубики»;  «Покажи, где машина едет».   «Покажи, где машины едут».
Учите ребенка выполнять простые инструкции: «Дай маме кубик» ; «Отнеси папе мячик»; «Возьми свою шапку» ит.п.).  Затем,  усложняйте задания  - давать сразу две инструкции: «Оля, посади куклу на стул, а мячик положи в коробку»;  «Дай маме мяч, а папе кубик» ит.п.)
Читайте детям стихи А. Барто, сказки «Теремок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Курочка ряба» и др. После прочтения обязательно задавайте детям вопросы: « Кто съел колобка?» «Кто разбил яичко? Как мышка пищит?» «Что Таня уронила в речку?» « Как Таня плачет» и др.   Ребенок должен показать, а взрослый его показ сопроводить словами.
Кроме бытовых ситуаций и чтения книг, обязательно используйте игры.
«Где Тата?»
Покажите ребенку куклу. Назовите ее  - Тата (ударение падает на первый слог). Рукой ребенка погладьте куклу по голове и рассмотрите ее. Пусть ребенок покажет где у куклы глаза, руки и т. п. Ведите куклу  приговаривая: «Тата топ-топ». Ребенок следит за ее движением. Спрячьте куклу. Задайте ребенку вопрос: «Где Тата». Ребенок должен глазами поискать  куклу. «Нашли Тату. Вот Тата!» Игру повторить 2-3 раза.
«Прятки»
Накройте  ярким платком какую – нибудь игрушку (мишку) и задайте вопрос: «Где мишка? Нет мишки». Снимите платок. Радостно:  «Вот мишка!»  Предложите малышу повторить ваши действия.
«Покачай Тату»
Показать куклу.: «Это Тата. Тата хочет спать. Давай покачаем Тату». Уложить куклу на руку ребенка и качать ее: «А-а-а!» Взрослый: «Тата спит, положи Тату на кроватку».
«Покорми собачку»
Показать собачку: «Собачка. Вот какая собачка пришла в гости. Собачку звать Авва. Собачка лает: «Ав-ав!»  Вопрос: «Как зовут собачку?» (Авва) «Как лает собачка?» ( «Ав-ав!»).  Взрослый: «Собачка хочет кушать. Давай покормим собачку. Вот  тарелка, в тарелке  - каша». Вместе кормят воображаемой кашей собачку: «На, Авва, кашу. Ешь кашу!» Обращаясь к ребенку: «Покорми Авву». Затем: «Дай мне собачку… А теперь скажи: «На!»
РАБОТА НАД САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РЕЧЬЮ
Эта работа начинается с вызывания речевого подражания. Лучше всего начинать с гласных звуков, затем со звуков раннего генеза (П-Б,Ф-В, Т-Д, К-Г, М, Н, Х), слоги.
Можно предложить следующие подражания звукам:  плачет маленький ребенок: «А-а-а»; болит зуб: «О-о-о!»;  лошадка: «И-и-и!»;  медведь: «Э-э-э!»; самолет, поезд: «У-у-у!»; плачет рева: «Ы-ы-ы»; ёжик пыхтит: «Ф-ф-ф!»; старый дед храпит: «Х-х-х!»;  гуси кричат: «Га-га-га»; собака лает: «Ав-ав-ав!»; курочка кудахчет: «Ко-ко-ко!»; играет дудочка: «Ду-ду-ду!»; гудит машина: «Би-би!»и т.п.
Звукоподражание можно вызывать в быту в процессе обыгрывания игрушек и действий с предметами, при рассматривании картинок и т.д.  Для примера предлагаются следующие игры:
«Брось мяч в корзину»
На полу стоит корзина, в нее бросаем мяч: «Упал мяч. Оп-па!» Даем другой мяч: «На, Оля, мяч. Брось мяч и ты в корзину.  Оп-па». Ребенок сопровождает действия звукоподражанием .
«Курочка»
Показываем ребенку заводную курочку: «Курочка.  Ко-ко-ко. Посмотри, как курочка зернышки клюет. Я насыплю курочке зернышек.» Сыплем пальцами воображаемые зернышки: «На, курочка, зернышки!» Учим ребенка «сыпать зернышки», побуждая к действиям и звукоподражанию: «Вот как курочка зернышки клюет.  Ко-ко-ко».  Убираем курочку: «Убежала курочка.  Давай ее позовем зернышки клевать: « Ко-ко-ко».  Показываем курочку: «Вот курочка,  ко-ко-ко».
«Подарки для куклы»
Показываем ребенку куклу: «К нам пришла кукла. У нее сегодня День рождения, давай ей подарим подарки». Взрослый кладет рядом с куклой маленькие игрушки: «На, кукла, мячик, на!». Побуждаем ребенка к действию и звукоподражанию слова «НА».
Хорошо  вызывать звукоподражание у ребенка, используя стихотворения. Мама читает текст, а ребенок только звукоподражание. Некоторые стихотворения можно сопровождать движениями.
«Собачка»  
1. Есть собачка у меня                      Ребенок показывает игрушку-собачку.
Очень добрая она                            
У собачки острый носик                Указательным пальцем пр. руки
Четыре лапы, пятый хвостик        показывает носик и т.д.
2. Любит по двору гулять                  Собачка идет по левой руке,
Любит головой качать                    которая находится горизонтально.
Громко, громко лает:
Гав, гав!                                           Звукоподражание.
Всех ребят пугает:
Гав, гав!                                            Звукоподражание.
3. Ты собачка не лай                          Грозит указательным пальцем лев.рук.
Лучше в домик убегай                 Собачка бежит по левой руке, которая
                                                             находится горизонтально, под мышку.
«Паровозик»  
Показываем ребенку игрушечный паровоз.
Вот красивый паровоз:
Две трубы и сто колес.
Ну а едут в нем игрушки
Куклы, зайчики, петрушки.
1. Едет, едет паровоз:                 Паровоз   «едет» по левой руке, которая
   У-у-у-у-у                                       расположена горизонтально. Звукопод.
Он игрушки повез:
   У-у-у-у-у                                    Звукоподражание.
2. А колесики стучат :
Так-так-так, так-так-так!           Звукоподражание.
Будто с нами говорят:
Так-так-так, так-так-так!           Звукоподражание.
3. Ехали мы ехали                       Паровозик доезжает до локтя  левой
И к горе приехали!                     руки, останавливается.
На горку – ух!                             Паровозик дети поднимают до плеча лев.р.
А с горки – бух!                          Опускают паровозик до локтя лев. руки.
4. Паровозик наш устал
Дым колечками пускал:
Пых-пых, пых-пых!                    Звукоподражание.
А потом гудок подал:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду!                     Звукоподражание.
Дальше ехать не могу.               отрицательно покачивать  головой.

Плачет зайка на лужайке,                                   У маленькой Тани
Зубик заболел у зайки                                         Перевернулись сани,
Зайка стонет:  «О-о!»                                            И кричит она: «Ай –ай!
Пожалей ка ты его.                                               Милый Ваня, помогай!»

Девочка Аленушка,                                              Вот кричит коровка:
Распевает: «А-а!»                                                  «Му-у, му-у! Молока кому?»      
Вот и все ее слова.

Сели куры на забор                                            Кошка, как тебя зовут?
И вступили в разговор:                                      -Мяу!
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко!»                                        Стережешь ты мышек тут?
Мы взлетели высоко                                         - Мяу!
                                                                                 Кошка, хочешь молока?
                                                                                 - Мяу!
                                                                                 А товарища щенка?
                                                                                -Фрр!

Родители не должны искажать слова при разговоре с ребенком, переходить на «детскую речь» . Допустимо лишь использование правильно произносимых слов вместе с их звукоподражательными аналогами: «Идем купаться, буль - буль»; «Собачка ест, ням-ням»; «Саша пошел гулять, топ-топ» и т. п.
Следует научить ребенка обращаться с просьбами: дай! На! Объединяем сразу же  два слова, а потом и три в предложение. Ребенок говорит: «Дай мяу!» ; «На, ав-ав!»; «Мама, дай, би-би!»    
Не спешите, и не торопите ребенка! Иногда потребуется много времени и терпения, что бы услышать первые долгожданные слова вашего малыша.  Только ежедневные занятия дадут результат. А главное не перегружайте ребенка , ищите во всем золотую середину.    

Возврат к списку