11.03.2018
Курсы повышения квалификации
10.03 - 11.03. 18 г. логопед Панова прошла обучение на базе Центральной клинической больницы по теме: "Перспективы применения миофункциональной коррекции в работе логопеда"

Подробнее...

26.09.2017
Говорят дети

15.09.2017
Перекомплект в логопедических группах БДОУ г. Омска

06.06.2017
Повышение квалификации
Семинар Поляковой Марины Анатольевны

Подробнее...

10.03.2017
Применение логопедического массажа


Все новости


Поисковик - Весь Омский интернет OMSKPOISK.RU

Погода в Омске


Вот логопеда кабинет,
В нем дети учатся играя.
Здесь им на все дадут ответ,
Их речь и мысли развивая.
И для родителей совет
Всегда подскажет логопед!

Панова Н.В.



Добавить сайт в избранное:

Если ребенок не начинает говорить

25.03.2010 Речь – это, прежде всего результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органом речи, по сути дела, является мозг – в нем происходит понимание слышимых слов, в нем же формируются программы движений, которые нужны для артикуляции звуков и звукосочетаний речи, отсюда идут команды на речевые мышцы.
Довольно часто наблюдается задержка в развитии речи детей 2- 3 лет, хотя они бывают абсолютно здоровы, у них нет нарушений слуха или поражений центральной нервной системы. Иногда ребенок произносит на втором году всего 4 – 5 слов, хотя понимает гораздо больше. В чем же причина задержки речи?
Раньше считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, - это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания. Поэтому родители обычно получают совет больше разговаривать с ребенком. Они удваивают свои усилия, стараясь говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.
Для того чтобы проверить значение речевого общения для развития речи детей, учеными были проведены специальные наблюдения из которых выяснилось, что степень речевого общениия со взрослыми не играет такой уж большой роли, как предполагалось. Конечно, общение со взрослым, это необходимое условие для того, что бы ребенок заговорил, но нужно учесть и другие условия.
Великие русские физиологи И. М. Сеченов и И. П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Павлов говорил, что речь – это прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга.
Возвращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне говорит о том, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
В чем же заключается связь движений пальцев рук и речи.
В возрасте около 5 месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании предмета, само захватывание предмета осуществляется теперь не всей ладонью, а пальцами.  На 6-м месяце движения схватывания становятся более точными, уверенными. На 7 –м появляется артикуляция слогов: да-да-да, ба-ба -ба и т. д.
В лаборатории высшей нервной деятельности ребенка в электрофизиологическом исследовании, было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность отделов мозга, в которых находятся речевые зоны, отвечающие за понимание и воспроизведение речи.
Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 6 – 7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кистей рук – поглаживать их, растирать, разминать  в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделывать движения пальцами ребенка – взрослый берет каждый пальчик ребенка в свои пальцы и сгибает и разгибает его. Делать так нужно 2 – 3 минуты ежедневно.
С десяти месячного возраста следует начинать уже активную тренировку пальцев рук ребенка. Приемы могут быть здесь самыми разнообразными, главное, чтобы в движение вовлекалось больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными. Вот некоторые приемы ,которые можно использовать. Например, можно давать  малышам рвать на мелкие куски любую бумагу – малыши делают это с удовольствием по нескольку минут; при этом участвуют почти все пальцы, и движения энергичны.
Можно давать перебирать крупные деревянные бусы (они продаются в магазинах игрушек), складывать пирамидки, играть во вкладыши. (Вкладыши – полые кубики разной величины, которые можно вкладывать один в другой).
Начиная с полутора лет, детям даются более сложные задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев. Это застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, различная шнуровка, комканье листов бумаги в комочек и т. п.
В наше время в специализированных магазинах для детей продаются разнообразные игры направленные на развитие мелкой моторики. Продавцы – консультанты помогут родителям подобрать нужную игру в соответствии с возрастом ребенка. Так что развитие речи детей в руках самих взрослых, было бы желание и терпение, и первые долгожданные слова ребенка не заставят долго ждать.

Возврат к списку