11.03.2018
Курсы повышения квалификации
10.03 - 11.03. 18 г. логопед Панова прошла обучение на базе Центральной клинической больницы по теме: "Перспективы применения миофункциональной коррекции в работе логопеда"

Подробнее...

26.09.2017
Говорят дети

15.09.2017
Перекомплект в логопедических группах БДОУ г. Омска

06.06.2017
Повышение квалификации
Семинар Поляковой Марины Анатольевны

Подробнее...

10.03.2017
Применение логопедического массажа


Все новости


Поисковик - Весь Омский интернет OMSKPOISK.RU

Погода в Омске


Вот логопеда кабинет,
В нем дети учатся играя.
Здесь им на все дадут ответ,
Их речь и мысли развивая.
И для родителей совет
Всегда подскажет логопед!

Панова Н.В.



Добавить сайт в избранное:

Особенности усвоения детьми звуков речи с нормой речевого развития

28.05.2010 В первые годы жизни из-за несовершенства речевых органов ребенок может правильно произносить только самые простые по артикуляции звуки. К ним относятся гласные А, О, Э и согласные П, Б, М, К, Г. Несколько позднее усваиваются другие артикуляторно простые звуки, не требующие особенно тонких движений губ и языка. Это гласные И, Ы, У и согласные Ф, В, Т, Д, Н, Х, Й. Более же сложные по артикуляции звуки С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р примерно до 3-5 лет или полностью отсутствуют в речи детей или заменяются более простыми для произношения звуками. Это явление получило название «возрастного косноязычия», в определенном возрасте оно бывает свойственно всем детям, без исключения.
Каждый артикуляторно сложный звук усваивается ребенком в несколько этапов. Например, большинство детей не сразу овладевают произношением звука Ш, а сначала заменяют его на ТЬ, на СЬ и на С. По этой причине в разные возрастные периоды слово ШУБА в их речи звучит как ТЮБА, СЮБА, СУБА и, наконец ШУБА.
Но даже и после овладения правильным произношением звука ребенок некоторое время неустойчиво использует звук в своей речи. Новый звук начинает употребляться гораздо чаще, чем следует, временно как бы вытесняя близкие к нему по артикуляции звуки. Например, ребенок научившись правильно произносить звук Ш, начинает употреблять его и вместо С, Произнося слово САДИК как ШАДИК или САША как ШАША. Здесь очень важно ненавязчиво помочь ребенку окончательно овладеть звуком.
Таким образом, в период «возрастного косноязычия» часть звуков в речи детей полностью отсутствует или заменяется другими звуками. Наблюдается и неустойчивость в употреблении уже «освоенных» звуков, их смешение. Но по мере созревания речевого аппарата ребенка постепенно совершенствуется и его звукопроизношение, все более и более приближаясь к образцу речи взрослого.
Совершенно необходимым условием для своевременного исчезновения «возрастного косноязычия» является правильная речь окружающих ребенка взрослых людей, не допустимо «сюсюканье» взрослых с ребенком («Да ты мой дологой, холёсий»).
Чтобы родителям было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребенка различных звуков можно обратиться к нижеприведеннм данным, в которых приведены примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.
Возраст появления звуков
(в годах)
1-2 года -  звуки   А О Э П Б М
2-3 года -  звуки  И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й
3 – 5 лет - звуки С З Ц Ш Ж Ч Щ
5 - 6 лет -  звуки Л Р
 
Из выше приведенных данных видно, что при нормальном ходе речевого развития не позднее, чем к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то так называемое «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным». Такая задержка свидетельствует о наличии каких – то особых причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о нарушениях звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.
Родителям также важно знать, что даже в раннем возрасте (до 3 – 5 лет) у детей могут быть и такие особенности в произношении звуков речи, которые уже с самого начала нельзя отнести к «возрастному косноязычию». Эти особенности не пройдут с возрастом, и поэтому нужно как можно раньше обратиться к специалистам. Сюда относится, например, «хлюпающее» произношение звуков (иногда даже с заметным надуванием щек), что придает звукам какой – то необычный и неприятный для слуха оттенок. В других случаях может наблюдаться межзубное произношение звуков (чаще всего свистящих С, З, Ц и шипящих Ш, Ж, Ч, Щ), когда кончик языка просовывается между передними зубами и звуки приобретают характерный оттенок шепелявости, не свойственный русской речи.

Возврат к списку